?

Log in

No account? Create an account

magick_theatre

Мифологический взгляд на проблемы творчества.

« previous entry | next entry »
Jun. 26th, 2015 | 04:03 pm
posted by: antineshi in magick_theatre

Творчество это неотъемлемая часть жизни человека. Оно пронизывает многие сферы его жизни. Позиция творца это одна из архетипических позиций, к которой каждый из нас имеет доступ. Основной признак творческой деятельности в том, что результатом его является что-то новое, уникальное. Этим оно отличается, например от производства.
В данной статье я бы хотел осветить три аспекта творческого пространства.
Творческое пространство это такое пространство, которое отличается от всех остальных определёнными качествами. В данном случае оно используется как метафора, то есть под творческим пространством я подразумеваю не мастерскую, или школу искусств, или рабочее место, а своего рода мир, который существует по своим законам.
Далее в описании этого пространства нам будут помогать архетипы трёх богов: Уран, Кронос, Зевс и мифы с ними связанные.

Уран.
От Хаоса и Гемеры (богиня дневного света) родился бог Уран, олицетворяющий небо. Основная его стихия воздух. Жена его Гея, земля. Основная черта Урана это его бесконечная плодовитость. По одной из версий его дети были ужасны своим видом, за это он их ненавидел. Так часто мы не придаём значения собственным идеям, считая их недостаточно оригинальными, посредственными. Также это можно толковать как то, что наше творение всегда отличается от того, что было изначально замышлено. За ужасный вид, он прятал их обратно в утробу Гея, от чего она сильно страдала. В какой-то момент ей совсем стало тяжело, и она подговорила своего младшего сына оскопить отца.

Основные черты пространства Урана: случайность, свобода, потенциальность, импровизация, спонтанность, озарение. Он отвечает не только за начало, но курирует процесс творчества в целом.

В данной заметке я бы хотел сосредоточить внимание на преградах, которые мешают потоку творчества.

Пространство Урана может чрезмерно соблазнить своим безграничным количеством возможностей. В таком случае получается такая позиция «всё могу, ничего не делаю». Уран это зерно, которое можно бросить в землю, но можно и не бросать и ходить с мешками накопившихся зёрен за спиной, оставаясь вечным юношей. Именно отсутствием границ и времени Уран соотносится с архетипом вечного юноши. Вечный юноша не познал своих границ, не встретился с конкретностью окружающего мира. Для людей, которые застревают в пространстве Урана свойственна негативная оценка по отношению к образу земли. В таком случае, земля представляется как что-то сковывающее, пожирающее, удушающее.

«Ничего не хочу» - ещё одна преграда, на этот раз, вхождения в пространства Урана. Часто человек отказывается от своих желаний из обиды, из-за того, что когда-то эти желания не нашли внешнего принятия, не были распознаны, увидены Другим. В таком случае человек может принять решение «Тогда я никому не буду показывать собственные желания, даже тогда, когда вы будете их ждать от меня». Он закрывается и подсовывает другому картонную дурилку придуманных идеалов. Но, порой, так в это заигрывается, что сам забывает о собственных желаниях. Часто, кстати это происходит с помощью Кроноса. Потворствуя или сопротивляясь желаниям родителей, мы часто поступаем не так как хотим, и делаем это регулярно и постоянно. Можно этому всю жизнь посвятить

Кронос.
Самый младший сын Урана, Кронос, сыграл важную роль в жизни семьи. Сжалившись, он послушал совет матери и оскопил чрезмерно плодовитого папу. После этого сам стал править. Но у него внутри поселился страх повторить судьбу своего отца, и он нашёл следующий выход: каждого ребёнка, которого рождала для него жена Рея, он проглатывал.
Кронос – бог земледелия и времени. Он та почва, в которое бросается зерно и начинает прорастать.
Особенности пространства Кроноса: структура, фундаментальность, конкретика, порядок, традиция, цикличность, повторение одних и тех же действий
В этом пространстве оттачивается мастерство, создаются долгосрочные проекты в непосредственно материальном воплощении (проект, написанный на бумаге, тоже материальное воплощение).
Соблазн данного пространства заключается в его безопасности, предсказуемости, в нем человек чувствует себя защищённым, создаётся иллюзия уверенности в завтрашнем дне. На это можно попасться как на крючок и посвятить всю жизнь этому архетипу, увязнув в его структурах. Но без контакта с данным пространством невозможно создание чего-то большого, серьезного и долговечного.
Способы взаимодействия с Кроносом могут быть самыми разными.

Опишу несколько способов, которые вызывают невроз:
Использование его качеств для борьбы с ним же.
Как это выглядит? Например, человек выстраивает мнимые, надуманные ограничения, чтобы не встречаться со своими реальными ограничениями. Выражения типа «я этого не могу», «у меня всё равно не получится». Данные выражения могут свидетельствовать о том, что человек умеет ограничивать себя, но только для того чтобы не встречаться с реальными ограничениями жизни. В этом случае он отказывается от диалога с миром и с собой.

Сопротивление ему с помошью другого архетипа, например с помощью Урана.
Идей много, но никакого воплощение, витание в облаках, много мечтаний, мало дел. Хочу сразу заметить, что для кого-то это полностью соотвтсвует его натуре, и взгляд Кроноса на него не обращён, но для кого-то это может быть причиной невроза.

Ещё один вариант договора с Кроносом: давай, я не буду сталкиваться с собственными ограничениями (телесными, ограничениями способностей и пр.), которые несут за собой много чувств и ощущений, порой очень неприятных, а за это я буду лишён и приятных телесных ощущений (или в более мягком варианте, их потенциальная интенсивность будет снижена в разы)
Кронос дает почувствовать ту нехватку, которую каждый невротик хочет скрыть от себя и от других. Он пытается заполнить эту нехватку (свою неполноценность) идеальными образами себя и мира. Кронос даёт возможность смириться с собственной неполноценностью и научиться с этим жить. В этом случае можно сказать, что человек принимает ту ипостась мира, которую отражает этот титан греческой мифологии.

Зевс.
А мы возвращаемся в лоно мифа.
Мать своих детей, Рея, не выдержала того, как с ними обращается отец и обманула Кроноса, подсунув вместо очередного ребёнка камень, а ребёнка отправила на остров Крит расти и развиваться. Ребёнком тем был Зевс, будущий властитель Олимпа. Когда сынок подрос, то пошёл войной на папу и сверг его в Тартар, перед этим вызволив своих братьев и сестёр из отца. Так второй раз сменилась эпоха, настало время олимпийцев, линейное время.

Зевс это тот герой, который идёт против традиции отца. Он ставит под сомнение отцовские ориентиры и принципы. В каком-то смысле, он осмеливается покуситься на святое, на то, что не подлежит сомнению и критике. Зевс появляется там, где зарождается сомнение. «А почему всё идёт так, как идёт? Почему именно так? Вдруг может быть по-другому? Мне надоело слепо следовать правилам семьи/традиции/общины и пр.» Зевс хорошо показывает тот архетипический процесс, который многие проходят в своей жизни: свержение отца с пьедестала. Имеется в первую очередь не отец, как человек, который оплодотворил мать, а отец символический, отец как Закон. Данный процесс становления также проходится у всех по-разному и в нем могут быть много подводных камней. Там, где есть непререкаемый авторитет, гуру, там пока не ступала нога Зевса. Это, что касается мировоззрения, в каких-то других контекстах может и ступал. Сам акт свержения может совершится только с уважением. Пока не будет уважения, а следовательно принятия отцовского закона, ни о каком свержении не может быть и речи.

У громовержца, который, кстати, представляет стихию огня, тоже был страх, что родится тот, кто его свергнет, но он был намного меньше.

Зевс тесно связан с состоянием «Я есть», о котором вообще сложно что-либо говорить. Это состояние, в котором человек знает, чего он хочет, может это желание проявлять миру и показывать другому, при этом видит другого с его желанием и уважает его.

Сопротивление Зевсу, опять-таки, может быть с помощью Кроноса.
Также можно направлять Зевса против его самого. Например, отстаивать (Зевс) свою позицию вечного юноши (Уран) и всячески её демонстрировать (Зевс).
Зевс это те ворота, через которые проявляются его братья сестры и сыновья и дочери. Если состояния Урана и Кроноса не нуждаются в «я есть», то сам Зевс и олимпийцы в этом нуждаются. Такой вывод можно сделать исходя из логики мифа. Именно Зевс освободил своих братьев и сестёр из чрева отца Кроноса. Про сыновей и дочерей более чем прозрачна закономерность.

Итак, мы получаем такую интересную траекторию воплощения: Уран (воздух) – Кронос (земля) – Зевс (огонь). Переход от Урана к Кроносу сопровождается ощущениями схождения вниз, в материю. Ритмы становятся спокойнее, состояния выравниваются, появляется опора и взгляд по сторонам. Состояние Урана достаточно зациклено само на себя. Есть он и его идея, которая противостоит устоявшемуся порядку. Её нужно как-то в этот порядок вписать. Тут приходится оглядываться по сторонам, соизмерять свои силы и возможности, встраиваться в ритмы собственного окружения и человеческой жизни, в принципе. Можно сказать, на данном этапе происходит ученичество у Кроноса, в котором человек имеет возможность почувствовать себя частью мира. А затем, разыскать во всем этом многообразии форм, ритмов и воль свою волю, свой ритм позволяет Зевс.

Вот такими небольшими штрихами я попытался описать взгляд на проблемы творчества с помощью греческой мифологии.

Автор: Артём Исаковский (https://vk.com/a.isakovsky) (https://www.facebook.com/profile.php?id=100004740302787)

Link | Leave a comment | Share

Comments {0}